---------------------------------------------------------------------------------------------------------------

ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ. АВАНТЮРНОЕ

---------------------------------------------------------------------------------------------


Чтобы понять, кто же такой авантюрист, обратимся для начала к словарям – очевидцам многочисленных этимологических катаклизмов и ментальных сдвигов, свидетелям и участникам эпохальных процессов, разворачивавшихся на необъятных просторах многоликого времени и пространства. «Понятие ''авантюрист'', - пишет А. Строев в XVII – XVIII вв. носит уничижительный характер. Согласно ''Словарю Французской Академии'' (1694), слово это первоначально обозначало волонтера, который жалованья не получает, но от нарядов и других армейских тягот избавлен. Затем по аналогии оно стало применяться к тем, кто, не влюбляясь ни в одну женщину, добивается расположения всех, к тем, кто похождениями пытается составить состояние. Через полвека ''Универсальный торговый словарь'' добавит, что авантюрист – темная личность, человек, у коего нет ни кола, ни двора, но который нагло лезет во все дела; всякому негоцианту следует их опасаться. По сути, словари точно определяют судьбу искателя приключений: ничего не иметь, ни к чему не привязываться, избегать работы и семьи и все считать своей вотчиной». Крайне негативная оценка авантюриста постепенно смягчается. В 1782 г. был опубликован роман «Французский авантюрист», его автор Робер Мартен Лезюир в предисловии сразу же уточнил, что его герой «не интриган и не мошенник, как можно вообразить, судя по имени его: мы окрестим его Авантюристом, ибо с ним всяческие авантюры приключаются». Вышедший в 1824 г. энциклопедический словарь Брокгауза видит возникновение авантюрного в традициях рыцарской литературы, причем дух авантюризма включает в себя следующие черты: « 1) увлечение героикой, жажда риска; 2) преувеличение, которое будто бы превращает невозможное в возможное; отсюда 3) отсутствие здравого смысла, и, следовательно, несоответствие средств целям; 4) стремление к вершинам без достаточной для этого силы, и полная сомнительность в успехе». Правда, дух авантюризма, по мнению автора статьи, уместен лишь в области искусства, в романтической поэзии; поскольку авантюризм «сводится к отклонению от вечных законов разума, истины, возможного и вероятного», что в жизни это всего лишь «нелепая странность».


Понятия жизнь и действие были для Шеффера тождественны. Их суть переживалась им в ощущении постоянного движения, преодолевающего узкие рамки норм социального поведения. Действуя в заданных историческими реалиями структурах повседневности, временных конъюнктурах, быстротечных колебаниях разнообразия форм самовыражения многоликого времени, он попытался достигнуть грани между возможным и невозможным, он пытался ускорить время и раздвинуть пространство.


Человек, который нарушает правила.… Будем называть его «авантюрист». Авантюрист — средоточие энергии, которая не находит применения в стабильном обществе, застывшем в своих окаменевших традициях. Рыцарь удачи, притягивая удары судьбы, находясь в постоянном поиске, перманентном состоянии приключения, избавляющего от рутины и скуки обыденного существования, аккумулирует энергию антисоциального поведения. Символом этой «антисоциальности» является абсолютная мобильность. Общество нуждается в авантюристах. Оно создаёт их, заставляет играть в свои игры и совершать «подвиги». Однако рыцарь удачи легко превращается в маргинала.


ТЕЛО: ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ


Георг Антон Шеффер обладал удивительной способностью располагать к себе людей. Ему удалось завоевать доверие бразильского министра Жозе Бонифасиу, просвещённого фазендейру и дальновидного политика; искренняя дружба связывала Шеффера с австрийской эрцгерцогиней, супругой первого бразильского императора Леопольдиной, одухотворённой и утончённой натурой. Вместе с тем его внешность была отнюдь не привлекательной. В официальных бразильских документах мы находим следующее описание Шеффера: «… средний рост, длинное рябое от оспы лицо и редкая борода». Более того, историк Хельмут Андрэ, ссылаясь на созданный немецкими наёмниками мрачный образ бразильского майора, дал следующую характеристику его внешности: «… отталкивающая и невзрачная». Таким образом, мы сталкиваемся с особым даром Шеффера вызывать к себе чувство глубокой симпатии.


Вероятно, загадка его притягательной силы кроется в богатстве внутреннего мира, в разнообразии его душевных состояний. Шеффера отличали ум, проницательность, широта взглядов. Безупречность светских манер дополняла его образ. Но главное, что определяло его внешний облик, форму включения личности в социальное пространство, — чрезвычайно насыщенная творческими импульсами индивидуальность.


Но радость от встречи с жизнью оставалась, пока была надежда реализовать свои мечты. Когда же иллюзия затерялась в тумане действительности, то смысл жизни был утрачен, а вместе с тем и притягательность образа. Грандиозные проекты колонизации Бразилии оказались невостребованными — и семнадцатилетний наёмник Бёше увидел отталкивающее лицо постаревшего Шеффера, разочарованного и уставшего от жизни.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

ДАЛЕЕ

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Hosted by uCoz