--------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

СТАРТОВЫЕ УСЛОВИЯ

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------

Георг Антон Алоизиус родился в необычной семье. Шефферы — старинный патрицианский род, известный в Галле-Магдебург ещё с XVI в. Дед нашего героя был внебрачным сыном архиепископа г. Вюрцбурга, признавшего своего сына от Аполонии Шеффер. Мальчик получил хорошее образование и стал, возможно, благодаря влиянию своего отца, геометром и писарем в одном из монашеских орденов в Мюннерштадте. Он вступил в брак с Катариной Круг, представительницей знатной бюргерской семьи этого города. Восьмым ребёнком в этой семье и был отец Георга Антона — Николаус, супругой которого около 1761-1762 гг. стала дочь городского патриция, пекаря Картца, Маргарита. Николаус Шеффер занимался разными вещами: он был «sutor», сапожником, ткачом и ещё «vini adusti coctor», «по-видимому, что-то экстраординарное в городишке», как пишет К. Оберакер — владельцем винокуренного завода, шнапсбреннером. Впоследствии враги Георга Шеффера интерпретируют это как истоки «его пристрастия к алкоголю», о котором оставил свидетельство сам князь К. Меттерних.

В семье Николауса было девять детей, из которых трое умерло: двое — в младенчестве, а один — в двадцатитрёхлетнем возрасте. Георг Антон был последним ребёнком — у него было мало шансов воплотить в жизнь свои честолюбивые мечты. После окончания Латинской школы Шеффера ожидала военная карьера: благодаря своему дяде, придворному военному советнику, Шеффер ознакомился с «предварительными знаниями по военной службе». Однако молодой честолюбивый Георг Антон решил изменить уготованную ему родителями судьбу. Он понял, что его призвание — медицина и естественные науки, его привлекала профессия врача. Выбор был неслучаен. Врач, возможно, — одна из самых подходящих профессий для авантюриста той эпохи. Эта самостоятельная профессия определяла престижный статус в буржуазном обществе, соответствовала высоким духовным запросам нашего героя, а, кроме того, предоставляла возможность «свободного передвижения» внутри общества, наиболее соответствовала роли посредника, которую авантюристу суждено играть. Образование для Шеффера стало средством получить респектабельную должность и занять достойное место в формировавшемся сословии «образованных граждан», а в перспективе — шанс влиять на ход общественной жизни.

Он мечтал о славе, приключениях, великих свершениях; дух авантюризма не давал ему покоя. Шеффер не мог стать «аполитичным» буржуа, тихим обывателем, добропорядочным семьянином, быть в стороне от экономических и политических интриг своего времени. Безусловно, от своей семьи он перенял буржуазную систему ценностей: «… убеждение в возможности управлять собственной судьбой, глубокое уважение к труду и усердию, специфическую рассудочность, порядок и педантизм в жизни и хозяйстве, некоторые либеральные добродетели вроде терпимости, способности к конфликтам и компромиссам, скептического отношения к авторитетам, самостоятельности, готовность к критике, независимости суждений, уважение к праву и любовь к свободе; кроме того, ему было свойственно сильное национальное чувство» .

Однако Шеффер не вписывался в тесные для авантюриста рамки буржуазной «приватности». Клеменс Т. Пертес, консервативный бюргер, специалист по государственному праву, в 1845 г. дал следующую характеристику менталитета немецких бюргеров: «… мужчины прошлого столетия… предоставили государство самому себе, так как семьи, главами которых они были, в гордом эгоизме отгородились от общественной жизни или погрузились в одни лишь мелкие привычки повседневности».

Шеффер решился смело выйти в большой мир, в котором уже раздавались шаги Наполеона и ощущалось приближение грандиозных перемен, навстречу великим событиям. Однако путь, выбранный молодым авантюристом, был непростым. Получение университетского образования требовало серьёзной финансовой поддержки, которую семья не могла ему оказать. Шеффер должен был рассчитывать только на себя.

ОПРЕДЕЛЯЮЩИЙ ВЫБОР

Начались годы скитаний, поиски удачи, первое знакомство с дорогой. Шеффер совершенствовал свои познания в медицине, работал аптекарем в Пфальце, Венгрии, Галиции; он предпринял путешествие в далёкую Турцию. Только после этого он поступил в Геттингенский университет. Его учителем стал Иоганн Фридрих Блуменбах (1752—1840) — знаменитый немецкий естествоиспытатель и антрополог, глава целой школы натуралистов и народоведов, среди которых были Александр Гумбольдт и Георг Лангсдорф. 2 апреля 1803 г. после защиты диссертации, посвящённой методам лечения чумы, Шеффер получил степень «доктора медицины, хирургии и повивального искусства».
Итак, Шеффер стал доктором. Получение университетского образования было его первым достижением на пути к успеху. «Несравненно больше, чем в Англии или Франции, образование для немецкой и австрийской буржуазии, — пишет Райнхард Зидер, — стало компенсацией за отсутствие политической власти, которую ей не давали, и которую она не требовала».
Теперь Шеффер имел доступ в общество высокопоставленных особ. Он служил при дворе герцога Эрнста фон Гота, в 1804 году баварский король Максимилиан Йозеф предложил ему место в больнице Св. Юлия в Вюрцбурге. Здесь доктор познакомился со своей будущей женой. Шефферу было тогда около 25 лет — он был, по меркам того времени, слишком молодым для того, чтобы жениться, так как средний брачный возраст буржуа, по данным Зидера, оставался неизменно высоким (примерно 30 лет), а в среде врачей заключение брака обычно откладывалось до тех пор, пока не появлялось достаточное количество пациентов. Однако Шеффер опять решил отступить от правил.
Его избранницей стала Барбара Хиндернах, дочь зажиточного мельника при больнице, где Шеффер был врачом. Нам почти ничего не известно о Барбаре. Вероятно, она была «типичной» немкой, строго следовавшей буржуазным нормам добропорядочности. Воспроизвести её «образцовый» образ нам помогут записи русского офицера Ф. Н. Глинки, который в ходе военной кампании 1813-1814 гг. побывал в Германии. Восхищённый умными, скромными и просвещёнными саксонскими женщинами, Глинка пишет: «Да я бы лучшему из друзей посоветовал жениться на саксонке». Однажды он вошёл в деревенский дом, где его встретила прекрасная девушка: она играет на фортепьяно, «говорит с вами не о погоде, говорит об истории своей земли, о красотах её… Вы восхищаетесь и думаете, что это какая-то княгиня или графиня. Входит отец её весь в муке; мать зовёт её доить коров или стряпать на кухне, она оставляет фортепьяно, спешит помогать ей в хозяйстве, и вы узнаёте, что это дочь мельника».
Однако вскоре Шеффер вместе со своей молодой женой был вынужден покинуть больницу. «Непочтительное поведение, противоречащее субординации, которое переросло в наказуемую дерзость», послужило поводом для его увольнения — немое свидетельство конфликтного пребывания Шеффера в обществе.
Шеффер перешёл на службу к князю Константину Лёвенштайн-Вертхайм, он стал лейб-медиком и придворным советником князя. Но через некоторое время Константин уехал в Богемию, а Шеффера и Барбару ждала встреча с далёкой и холодной Российской империей.

В ЧУЖОЕ

Что заставило Шеффера покинуть свою родину и отправиться в периферийные цивилизации: в Россию, а позднее в Бразилию? Манфред Коссок лаконично замечает: «Шеффер получил медицинское, естественнонаучное и военное образование, которое его вскоре вытолкнуло дальше из тесных границ его родной общины». Доктор Шеффер осознал себя авантюристом, почувствовал, что его предназначение — модернизировать «неевропейский мир», стать проводником западного универсализма. Шефферу предстояло столкнуться, прежде всего, с таким социально-психологическим комплексом как «мы — они». Для достижения своих целей ему необходимо было решить проблему взаимодействия западных ценностей модернизации и локальных цивилизационных традиций.

Сам Шеффер в своём отношении к миру руководствовался унаследованным от века Просвещения принципом терпимости. «Признание терпимости в качестве ценности, — справедливо замечает Я. Г. Шемякин,— означало признание ценности не только единства, но и многообразия в человеческом мире; осознание того, что не только то, что объединяет людей, но и то, что их разделяет, делает непохожими друг на друга, неповторимыми, обладает универсальной значимостью. Причём это касалось не только разнообразия личностей, человеческих позиций и взглядов в рамках западного мира, но и качественно отличных от европейского способов бытия представителей иных цивилизаций и культур» .

Шеффер пытался «войти» в чужое пространство, стать одним из «своих»: он осваивает русский и португальский язык; в России его называют Егор Николаевич, а в Бразилии — он Жоржи Антониу; Георг Антон ощущает себя патриотом всех тех стран, которым верно служит; его восхищают величие Российской империи и красота молодой Бразилии. Но при этом он не «растворяется» в инородной среде. Он осознаёт себя гражданином чужой страны, и при этом всегда остаётся авантюристом, мечтающим преобразовать новую родину в соответствии с собственной системой ценностей. достижительные, концепцию прогресса — Шеффер предлагает конкретные торговые, внешнеполитические, колонизационные проекты.

Однако, ценности модернизации воспринимаются местным населением как нововведения западного происхождения — чуждые национальному духу: активная тихоокеанская торговля Российской империи непривычна для традиционного сознания русских, она нарушает привычные нормы; засилье иностранных наёмников в Рио-де-Жанейро воспринимается как угрозы национальным интересам бразильцев, а немецкие поселенцы для местных — чужаки, которых они не звали на свою землю.
Но… авантюра рождается. Это происходит благодаря мастерству авантюриста. Он профессионал по аккумулированию энергии, рассеянной в глубинах подсознания отдельных людей; авантюрист становится средоточием многочисленных, подчас, столь противоречивых интересов. Авантюрист обладает удивительной способностью понять чужую страну, её страхи и надежды, а затем — доктор Шеффер предлагает своё лекарство — авантюру.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

ДАЛЕЕ

Hosted by uCoz