---------------------------------------------------------------------------------------------------------------
ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ. АВАНТЮРНОЕ
---------------------------------------------------------------------------------------------
Чтобы понять, кто же такой
авантюрист, обратимся для начала к
словарям – очевидцам
многочисленных этимологических
катаклизмов и ментальных сдвигов,
свидетелям и участникам эпохальных
процессов, разворачивавшихся на
необъятных просторах многоликого
времени и пространства. «Понятие ''авантюрист'',
- пишет А. Строев в XVII – XVIII вв. носит
уничижительный характер. Согласно
''Словарю Французской Академии'' (1694),
слово это первоначально обозначало
волонтера, который жалованья не
получает, но от нарядов и других
армейских тягот избавлен. Затем по
аналогии оно стало применяться к
тем, кто, не влюбляясь ни в одну
женщину, добивается расположения
всех, к тем, кто похождениями
пытается составить состояние.
Через полвека ''Универсальный
торговый словарь'' добавит, что
авантюрист – темная личность,
человек, у коего нет ни кола, ни
двора, но который нагло лезет во все
дела; всякому негоцианту следует их
опасаться. По сути, словари точно
определяют судьбу искателя
приключений: ничего не иметь, ни к
чему не привязываться, избегать
работы и семьи и все считать своей
вотчиной». Крайне негативная
оценка авантюриста постепенно
смягчается. В 1782 г. был опубликован
роман «Французский авантюрист»,
его автор Робер Мартен Лезюир в
предисловии сразу же уточнил, что
его герой «не интриган и не
мошенник, как можно вообразить,
судя по имени его: мы окрестим его
Авантюристом, ибо с ним всяческие
авантюры приключаются». Вышедший в
1824 г. энциклопедический словарь
Брокгауза видит возникновение
авантюрного в традициях рыцарской
литературы, причем дух авантюризма
включает в себя следующие черты: « 1)
увлечение героикой, жажда риска; 2)
преувеличение, которое будто бы
превращает невозможное в возможное;
отсюда 3) отсутствие здравого
смысла, и, следовательно,
несоответствие средств целям; 4)
стремление к вершинам без
достаточной для этого силы, и
полная сомнительность в успехе».
Правда, дух авантюризма, по мнению
автора статьи, уместен лишь в
области искусства, в романтической
поэзии; поскольку авантюризм «сводится
к отклонению от вечных законов
разума, истины, возможного и
вероятного», что в жизни это всего
лишь «нелепая странность».
Понятия жизнь и действие были для
Шеффера тождественны. Их суть
переживалась им в ощущении
постоянного движения,
преодолевающего узкие рамки норм
социального поведения. Действуя в
заданных историческими реалиями
структурах повседневности,
временных конъюнктурах,
быстротечных колебаниях
разнообразия форм самовыражения
многоликого времени, он попытался
достигнуть грани между возможным и
невозможным, он пытался ускорить
время и раздвинуть пространство.
Человек, который нарушает правила.…
Будем называть его «авантюрист».
Авантюрист — средоточие энергии,
которая не находит применения в
стабильном обществе, застывшем в
своих окаменевших традициях.
Рыцарь удачи, притягивая удары
судьбы, находясь в постоянном
поиске, перманентном состоянии
приключения, избавляющего от
рутины и скуки обыденного
существования, аккумулирует
энергию антисоциального поведения.
Символом этой «антисоциальности»
является абсолютная мобильность.
Общество нуждается в авантюристах.
Оно создаёт их, заставляет играть в
свои игры и совершать «подвиги».
Однако рыцарь удачи легко
превращается в маргинала.
ТЕЛО:
ВНЕШНЕЕ И ВНУТРЕННЕЕ
Георг Антон Шеффер обладал
удивительной способностью
располагать к себе людей. Ему
удалось завоевать доверие
бразильского министра Жозе
Бонифасиу, просвещённого
фазендейру и дальновидного
политика; искренняя дружба
связывала Шеффера с австрийской
эрцгерцогиней, супругой первого
бразильского императора
Леопольдиной, одухотворённой и
утончённой натурой. Вместе с тем
его внешность была отнюдь не
привлекательной. В официальных
бразильских документах мы находим
следующее описание Шеффера: «…
средний рост, длинное рябое от оспы
лицо и редкая борода». Более того,
историк Хельмут Андрэ, ссылаясь на
созданный немецкими наёмниками
мрачный образ бразильского майора,
дал следующую характеристику его
внешности: «… отталкивающая и
невзрачная». Таким образом, мы
сталкиваемся с особым даром
Шеффера вызывать к себе чувство
глубокой симпатии.
Вероятно, загадка его
притягательной силы кроется в
богатстве внутреннего мира, в
разнообразии его душевных
состояний. Шеффера отличали ум,
проницательность, широта взглядов.
Безупречность светских манер
дополняла его образ. Но главное, что
определяло его внешний облик, форму
включения личности в социальное
пространство, — чрезвычайно
насыщенная творческими импульсами
индивидуальность.
Но радость от встречи с жизнью
оставалась, пока была надежда
реализовать свои мечты. Когда же
иллюзия затерялась в тумане
действительности, то смысл жизни
был утрачен, а вместе с тем и
притягательность образа.
Грандиозные проекты колонизации
Бразилии оказались
невостребованными — и
семнадцатилетний наёмник Бёше
увидел отталкивающее лицо
постаревшего Шеффера,
разочарованного и уставшего от
жизни.
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
НА ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ |
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------